Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Библиобус в ВконтактеБиблиобус в Вконтакте

ПнВтСрЧтПтСбВс

 #Победа75#ШПО_ «Соколята»#Ореховскаясельскаябиблиотека.

 

Исследовательский проект «Гордость   поколений. Школа села Самовольно-Ивановка в годы Великой Отечественной войны».

 

Мелькают годы, и шуршат страницы,

                          Но забывать мы не имеем права

                          Знакомые и молодые лица,

                          Что школе принесли почет и славу.

 

 Судьбы жителей наших сёл Ореховка и Самовольно-Ивановка, складываясь по-разному, имеют общее начало: школу. Судьба школьной семьи неразрывно связана с судьбой всей страны: горе и радости, лишения и победы были общими. Великая Отечественная война – это общая страница биографии нашей Родины и нашей школы.

  ШПО «Соколята» представляет   исследовательский проект «Гордость   поколений. Школа села Самовольно-Ивановка в годы Великой Отечественной войны».

  Выражаем огромную благодарность и признательность ветерану педагогического труда, настоящему патриоту, активному гражданину Валентине Петровне Салазкиной за предоставленные материалы из истории школ Алексеевского района.   

 В 1939 году Самовольно-Ивановская неполная средняя школа была реорганизована в среднюю.  Из книги В.П.Салазкиной «Школы района»:

«В №1 «Степной правды» за 1941г. сообщается, что в 1940 г. в районе действовало 38 школ, в них обучалось 4793 человека. Их обучали 170 учителей.   На начало войны 1941 года на территории Алексеевского района было 40 школ: 3 средние (десятилетки), 8 неполных средних (семилетки), 30 начальных  (четырёхлетние). В средних школах района в это время обучалось 1841 человек в 39 классах (средняя наполняемость класса – 47 человек).

В неполных средних школах было 68 классов, и в них обучалось 2400 учащихся. В 40 школах района работали 145 учителей. Средними были Алексеевская и Самовольно-Ивановская, Батракская (ныне Авангардская) школы. Неполные средние (или семилетние) – Патровская, Летниковская, Герасимовская, Антоновская, Корнеевская, Калашиновская, Верхсъезженская. Начальные школы – Алексеевская, Гавриловская, Муратшинская, Ташкустьяновская, Несмеяновская,  школа 3-й фермы совхоза «Прогресс», Пушкарская, Славинская, Новотроевская, Павловская, Осиповская,  Ленинградская, Грековская, школа фермы № 2 мясосовхоза «Прогресс», школа Гавриловского  гурта мясосовхоза «Прогресс»,  Ленинградская, школа отд.№1 с-за «Прогресс», Раковская, Первомайская, Ореховская, Молодогвардейская, Новониколаевская, Борщёвская, школа пос. Калина Цветущая, школы отд. совхоза «Батрак» № 1,№2, №3, №5, №6.

В приказах по Алексеевскому роно появляются записи об освобождении от работы в школах мужчин-учителей с формулировкой «в связи с призывом в РККА». Колоярский Н.Н., инспектор роно; Пламеницкий М.И., директор Патровской НСШ; директор Самовольно-Ивановской средней – Кузнецов А.Н.; Гальперович Е.М.- директор Алексеевской средней школы; заведующие начальными школами: фермы №2м/с «Прогресс» - Курносов А.Д., Грековской - Новиков И.И., отд. №3 з/с «Батрак» - Корчагин Ф.В., Новотроевской – Гаврилов Н.П.; учителя Алексеевской средней школы Сторожев И.Д. и Авангардской НСШ Лопатин П.А. – они все покинули стены школ «в связи с призывом в РККА». 

Вслед за учителями повестки получают  их недавние ученики, выпускники и средних, и семилетних школ.» 

В грозном 1942-ом году  средняя школа села Самовольно-Ивановка выпустила 25 своих первых выпускников. 19 из них, достойно сдав выпускные экзамены, ушли на фронт защищать Родину. Вместе с ними ушел директор школы Александр Николаевич  Кузнецов и четыре учителя.

«Огненный выпуск» 1942 года:

  1. Кровякова Анна Алексеевна.
  2. Пашко Нелля.
  3. Лисицына Зинаида Ивановна.
  4. Неменьших Любовь.
  5. Андрияненко Любовь Ивановна.
  6. Тюкалова Ольга.
  7. Клепиков Иван Павлович.
  8. Никляев Дмитрий Павлович (геройски погиб)
  9. Чужинов Николай Алексеевич.
  10. Чужинов Иван Алексеевич.
  11. Лисицын Николай Александрович (геройски погиб)
  12. Колосов Николай Андреевич.
  13. Тишаков Григорий Емельянович.
  14. Михайлов Константин.
  15. Кровяков Иван Егорович.
  16. Кровяков Михаил Алексеевич. (геройски погиб)
  17. Шкатов Александр.
  18. Хорошилов Иван Андреевич.
  19. Овчаров Владимир Митрофанович.

 

Из книги В.П.Салазкиной «Школы района»: «После объявления войны многие школьники вместе с учителями отказались от каникул и включились в работу по оказанию помощи колхозам и совхозам в уборке урожая.

 В апреле 1942 года газета «Волжский комсомолец» сообщала: «В Алексеевском районе 78 трактористов и 41 комбайнёра готовят из числа учащихся Алексеевской и С-Ивановской средних школ. Курсанты на «хорошо» и «отлично» освоили теорию и практику вождения машин. 75-80% учителей и учительниц района также владеют теорией и практикой вождения комбайнов».

Практика участия школьников в сельскохозяйственных работах имела место на протяжении всех лет войны».

Ковали Победу в тылу, помогали ушедшим на фронт одноклассникам выпускницы школы 1942 года:

  1. Дрёмова Галина Александровна.
  2. Гончарова Антонина Гавриловна.
  3. Павлова Мария Фёдоровна.
  4. Телегина Татьяна Михайловна.
  5. Чуйкова Евдокия Трофимовна.
  6. Фролова Вера Михайловна.

Из книги В.П.Салазкиной «Школы района»: «Приказ № 194 по Алексеевскому роно от 15.06. 1943г.: «На основании циркулярного распоряжения Наркомпроса за №11 – 104 за май 1943г. о привлечении на работу учителей школ во время летних каникул 1943г. Приказываю: отрекомендовать на сельхоз. работы учителей школ района (названы фамилии 32 человек) с 15.06.1943г.  Обязываю всех директоров НСШ и средних, а также заведующих начальных школ обеспечить контроль за выполнением приказа».  А вот извлечения из приказа № 258 от 9.09.1943: «Приказываю: всем директорам неполных средних и средних школ немедленно обеспечить поголовное участие детей 5 – 10 классов на сельхоз работах…  Установить срок работы учащихся на уборке урожая до 25 сентября 1943г.»

Об особо отличившихся учащихся писали газеты.  Вот строки из газеты «Степная правда»: «Лучшему ученику 9 класса Самовольно-Ивановской средней школы Михаилу Кривошееву доверили мощный трактор ЧТЗ. Юноша тщательно ухаживал за машиной, не допускал ни одного случая простоя. К 20 августа 1942 года заработал 296 трудодней. Ученица 10 класса Самовольно-Ивановской средней школы Антонина Гончарова выработала на тракторе 174 трудодня».  

Школьные коллективы собирали деньги на строительство самолёта «Александр Матросов», а директор Патровской школы Самоцветов З.П. передал 2500 руб. и на 7500 руб. облигаций госзайма на строительство танковой колонны. 

Во всех школах района, включая начальные, была введена ставка военрука. В НСШ и средних школах занятия включены в расписание с октября – ноября 1942г., по мере назначения военрука. Приказами по районо от 3 октября назначены: в Патровскую – Фетисов В.К., в Самовольно – Ивановскую – Гончарук, которого уже 19 октября переводят в Алексеевкую среднюю, в Самовольно-Ивановскую назначают Богатова А.И.

В октябре того же года выходит приказ об обязательной военной подготовке руководителей и учителей   школ района: «Директорам неполных и средних школ организовать при школах занятия по военной подготовке с директорами, завучами и педагогами. Занятия проводить один раз в неделю под руководством военного руководителя директором школы» (№ 274 от 8 окт. 1943г.)

  На основании решения Комитета обороны, Исполкома райсовета от 2.07.1943 и бюро ВКП(б) от 9.08.1943 об обязательной противохимической подготовке для всех граждан приказом по роно (№52 от 01.09.1943) в школах вводятся и эти занятия. 

 Военная обстановка требует решения ещё многих задач, например, уменьшения расходов. 1941 год. Приказ № 2 от 8/I-1941г.: «В связи с малой наполняемостью классов   

1. В Самовольно-Ивановской средней школе имеется 3 пятых класса с количеством уч-ся 89 человек. Оставить два пятых класса».

Следующий приказ: «В целях сокращения потребности в учителях и достижения экономии в расходах по содержанию школ с 1 января 1944г. провести доукомплектование классов с низкой наполняемостью и провести их слияние.

2. Ореховская нач. школа. Всего уч-ся 105 человек с четырьмя классами. Объединить 2 и 3 классы – 41 человек – в один класс, т.е. оставить 3 комплекта» (приказ № 298 от 22 декабря 1943г.)

Ещё не закончилась Великая Отечественная война,  но уже в 1944 году введено обязательное обучение детей с 7-летнего возраста, а постановлением СНК СССР от 21 июня 1944 года «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе» установлена для учащихся, окончивших начальную и 7-летнюю школу, обязательная сдача выпускных экзаменов, а для учащихся, окончивших среднюю школу, сдача экзаменов на аттестат зрелости. Также установлено награждение выпускников золотой и серебряной медалями за выдающиеся знания при отличном поведении».

В 1947 году выпускник 1942 года, участник Великой Отечественной войны Клепиков Иван Павлович вернулся в родную школу в качестве учителя физической культуры, позже стал директором Самовольно-Ивановской школы. Проработал  педагогом  Иван Павлович до 1977 года.

В памяти многих поколений жителей сёл Самовольно - Ивановка и Ореховка живёт светлая память о первом директоре школы Кузнецове Александре Николаевиче.

  Много событий произошло со дня основания школы. Что­-то забылось, но многое осталось в нашей памяти и стало историей. Остались в памяти и люди, которые  создавали эту историю. Щедры и отзывчивы были их сердца, вместившие в себя и радость, и боль своих учеников. Они разделили с каждым из нас свою судьбу, став  историей страны. И мы обязаны знать, помнить и чтить своих героев.

 

   #Ореховскаясельскаябиблиотека# На карантине – не скучно! 

         Я активный человек, многим интересуюсь, и сегодня я хочу поделиться своим увлечением –собиранием и изучением открыток. Да, я –филокартист.

Какой бы скучной была бы наша жизнь без праздников! Ведь каждый праздник – это повод собраться вместе, пожелать родственнику или другу, или просто знакомому всего самого хорошего. Любой праздник хочется сделать радостным и незабываемым, наполнить неповторимыми моментами. Маленький знак внимания в виде подарка, букета цветов или открытки, способен внести в праздничный день особую сердечность и теплоту. 

        Передать личные чувства помогут теплые слова, красиво оформленные в виде открытки. Ведь поздравительная открытка служит проводником самых светлых чувств – любви, уважения, признательности. Покупая в магазине открытку, редко кто задумывается, откуда к нам пришла эта традиция. И я задалась вопросом – что такое открытка? Где разгадка ее главного секрета? Что позволяет этому маленькому кусочку картона быть таким необходимым в нашей жизни? Но прежде, чем обратимся к истории открытки, давайте познакомимся с  тезаурусом (Теза́урус (от греч. θησαυρός — сокровище), в общем смысле — специальная терминология, более строго и предметно — словарь, собрание сведений,     определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности).

 Делтиология - наука, которая изучает историю, эстетику открытки.

 Открытка (первоначально открытое письмо) — особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта). 

Филокартия - коллекционирование открыток.

Кардмейкинг - это изготовление открыток своими руками.

 Посткроссинг — проект, созданный для возможности получения открыток со всего мира.

Скрапбукинг - вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении альбомов, открыток.

«Валентинка»- открытка, в форме сердца, которую принято дарить любимым людям в День святого Валентина. Они символизируют любовь и преданность. 

Почтовая марка - специальный знак почтовой оплаты, выпускаемый и продаваемый национальными почтовыми ведомствами и обладающий определённой номинальной стоимостью.

В.И.Зарубин - русский советский художник, мультипликатор.

         Открытка давно признана символом праздника. На сегодняшний день она является не только дополнением к основному подарку, но и самостоятельным презентом. Что же такое открытка и откуда она к нам пришла?   

Полностью познакомиться с материалом вы можете на сайте Алексеевской межпоселенческой центральной районной библиотеки библиотеки https://allbibl.ru/  

         Общеизвестная история открытки как почтовой карточки насчитывает уже более 140 лет. За столь долгий срок существования открытки, ее внешний вид, предназначение неоднократно менялись.

         Само название «открытка» пошло от словосочетания «открытое письмо», или почтовая карточка, предназначенные для посылки по почте в открытом виде. Что касается истории происхождения, коллекционеры до сих пор спорят, когда и где появилась первая открытка. Во Франции, Англии, Шотландии, Китае? В 17, 18, 19 веке или ещё раньше? Разные страны спорят за пальму первенства в данном вопросе. Одна из самых популярных версий истории возникновения открытки принадлежит французам. По их мнению, открытка возникла во время франко-прусской войны. У солдат часто заканчивалась писчая бумага и конверты, поэтому для того, чтобы передать весточку родным, они использовали вырезанные из картона прямоугольники. Чтобы отвлечься от тяжелых военных будней и грустных мыслей, солдаты разрисовывали свои картонные прямоугольники. Возможно, так началась история создания открытки.

         Первыми в истории появились поздравительные открытки. Самой ранней открыткой, дошедшей до нас, является «валентинка».    Она датирована 15 веком. Ее создание приписывается самому герцогу Орлеанскому, который, сидя в тюрьме, сочинял любовные послания своей жене. Англичане голосуют за 1794 год, когда некий художник Добсон отправил своему другу изображение счастливого семейства вокруг елки с поздравительным посланием на другой стороне. 

         Однако, у китайцев есть своя версия истории возникновения открытки. Согласно ей, открытки эволюционировали из визитных карточек. По китайскому этикету того времени, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику. 

         В январе 1869 года в истории развития почтовой открытки произошло важное событие – австро-венгерское правительство приняло предложение профессора экономики Венской Военной Академии Эммануила Германа о создании «корреспондентской карточки» – очень похожей на современные открытки, – которую следовало посылать без конверта. Уже в 1871 году к инициативе Австро-Венгрии присоединись почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании и Голландии. Через год к этому списку добавились Швеция, Норвегия, Цейлон, а в 1873 – Франция, Испания, Румыния, Сербия и Чили.

         В России история создания открытки началась позднее – лишь в 1872 году появились первые открытые письма. Они не были иллюстрированы, и были выполнены на бумаге разных цветов.   Открытки, напечатанные на бумаге черного цвета, можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от наклеенных марок. Открытки на коричневой бумаге были предназначены для отправки внутри города, а зеленые – для иногородних отправлений. Первыми иллюстрированными открытками в России стали фотографические видовые открытки с изображение достопримечательностей Москвы.

         После революции, в Советском Союзе открытки были объявлены буржуазным предрассудком, но со временем их производство вновь началось. В основном стилистика и тематика открыток – новогодняя.   И даже в те времена, когда становится популярным телевидение, где можно увидеть красочные картинки, многие люди не прекращают дарить друг другу и собирать открытки ля своих небольших коллекций. Все изображения на открытках советского времени – это рисованные. Но постепенно рисованную открытку вытесняют фото открытки .

         Очень много сказано об истории печатных открыток и практически ничего неизвестно об открытках ручной работы. Первое упоминание об открытках датируется около 500 лет назад до нашей эры. В те годы открытки представляли собой листы папируса, которые расценивались египетскими и китайскими культурами, как послание благосостояния и доброжелательности. Несомненно, что эти открытки были сделаны вручную и являлись первыми открытками, сделанные людьми. Для их оформления использовались любые материалы, на которые только хватало фантазии. Это были и бархат, и бисер, и шелк, и сушеные цветы, и даже кожа и резина. Поэтому выглядели открытки по-разному, порой очень оригинально и необычно.

Интересные факты об открытках

         Изучая историю открыток, я нашла несколько интересных фактов.

1. Слово «сувенир» вошло в обиход благодаря почтовой открытке. В ноябре 1870 года французский книготорговец выпустил первый прототип современной иллюстрированной почтовой открытки, на которой была изображена батальная сцена из франко-прусской войны. Надпись на открытке гласила «Souvenir de la defense nationale». В дословном переводе это значит «Память о национальной обороне». Идею подхватили производители почтовых открыток в других странах. И все стали писать на открытках «сувенир». В том числе, и в России.

2. Коллекционирование почтовых открыток – филокартия – третье по популярности хобби в мире после собирательства марок и монет. Старинные открытки также продаются на антикварных аукционах. Самая дорогая открытка в мире была продана за 4400 долларов. Сейчас в продаже есть открытка за 165 тысяч долларов.

3. Самая крупная в России коллекция почтовых открыток собрана в Центральном музее связи имени Попова в Санкт-Петербурге. Она насчитывает более трех миллионов экземпляров.

4. В популярном когда-то журнале «Вокруг света» была напечатана целая статья об открытках, которые совершили кругосветное путешествие. История рассказывала о двух мужчинах из Нью-Йорка, которые поспорили между собой, какая из открыток дойдёт быстрее обратно, если отправить одну на Запад, а другую на Восток. Победу одержала Западная открытка, которая была у отправителя уже через 55 дней, в то время как Восточная открытка задержалась всего на 2 часа.

5.В 1994 году Испанские изобретатели и дизайнеры придумали новый вид открыток. Они решили внедрить в жизнь необычные музыкальные открытки. При открытии книжечки специальный язычок замыкал контакт, и играла небольшая мелодия. 

6. С почтовыми открытками связанно многое, в том числе и рекордов. Например, в книге рекордов Гиннесса был установлен рекорд по количеству собранных новогодних почтовых открыток. Это число составило более 205. 120 штук. Человек, который побил рекорд родом из Канады и как он, потом пояснил. Что именно открытки являются его смыслом жизни. Так что не только память оставляют нам открытки, но еще и становятся тем, ради чего люди живут.

7. Посткроссинг ( почтовый марафон) – общение и знакомство с новыми людьми с помощью почтовых открыток. Этот проект объединил людей из разных городов и стран мира, благодаря механизму обменивания открыток.

8. Еще интересный факт. Сегодня, каждый новый день, посвящен какому-либо событию или предмету. Но как бы не показалось странным – праздника в честь открытки нет! Согласитесь как же это несправедливо по отношению к открытке. Быть может, именно мы с вами станем изобретателями этого дня. И уже тогда всемирный день открытки будет праздноваться так, как полагается.

Список литературы

1. Белицкий Я.М. Рассказы об открытках М.: Изд. Центр «Академия», 2010 г.

2. Лебедев В.Б., В.В Лебедев «Русские праздничные почтовые карточки конца XIX – начала XX в. Москва. Издательство « ПрофОбрИздат», 2011 г.

3. Белицкий Я.М., Глязер Г.Н. Каталог почтовых карточек. Изд. Асс – Пресс, 2004 г.

4. Журнал «1000 советов», май, 2015 г.

5. Иванов Е.И. «Новый Год и Рождество в открытках». М.: Логос, 2014 г.

6. Турмов Г.П. «Китай на почтовых открытках», Изд. «Сталкер», 2015 г.

7. Нащокина М.И. «Художественная открытка русского модерна ». Изд. «Феникс», 2014 г.

8.Косылапов А.С « Мир в открытке». М.: Издательский центр «Академия», 2010 г.

Интернет- ресурсы

9.  http://www.ruscarts.ru/literature?cat=5

10. https://www.livelib.ru/selection/693581-istoriya-v-otkrytkah 

11. http://www.russianpostcardunion.ru/spravochnik/ob-otkrytke/

 

#ШПО «Соколята». Проект «Поздравительные открытки к 9 мая»

 

         В 2020 году наша страна отмечает 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. Это было давно, но мы обязаны помнить эту дату и чествовать наших героев. Тех, кто спасал нашу Родину от врагов, кто освобождал города, кто трудился в тылу. А после войны поднимал из руин страну. Мы каждый год поздравляем ветеранов и говорим им самые теплые слова благодарности.   

         В архиве  мобильного музея  «Эхо войны» ШПО «Соколята»  хранятся открытки.  Мы изучили открытки, посвященные Дню Победы, и сделали следующие выводы: Советские открытки не такие яркие, как современные, но они более содержательные. Все открытки обладают символическими атрибутами.

 

Символика открыток.

На открытках часто повторяются атрибуты.

Георгиевская ленточка.

Георгиевская ленточка это не только дань памяти тем, кто пал на поле боя, но и благодарность людям, прошедшим через ВОЙНУ. Георгиевские ленты имеют смысловую символику. Их цветовое исполнение — чёрный и оранжевый цвет — означают «дым и пламень», характерные для военного времени. Георгиевские ленты олицетворяют подвиг русского воина на полях сражений, в тылу и на передовой.

Эта, еще относительно молодая, достаточно новая символика, когда люди прикрепляют ленточки к одежде, пробуждает у людей, в первую очередь, патриотические чувства, преисполняя их чувством гордости за свою страну-победительницу. Помимо всего вышесказанного, яркие ленточки вызывают весёлые, праздничные эмоции, дарят ощущение незыблемости и единства.

Ежегодно, вот уже на протяжении нескольких лет, георгиевская ленточка появляется вместе с первыми листиками весны, напоминая нам о подвигах наших отцов и дедов в годы Великой Отечественной Войны.

Ордена.

ОРДЕН  АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

ОРДЕН КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

ОРДЕН СЛАВЫ

ОРДЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1 степени и 2 степени

ОРДЕН КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ

МЕДАЛЬ «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ»

МЕДАЛЬ «ЗА ОТВАГУ»

Салют, как знак победы, воинской доблести и славы гремит во многих городах 9 мая.

Красное знамя Победы. Водружение знамени победы над Рейхстагом — укрепление красного знамени над разгромленным Рейхстагом 30 апреля 1945 года, символизировавшее победу Советского Союза над Германией во Второй мировой войне

Памятник солдату. Во многих городах есть памятник солдату-освободителю. На торжественной церемонии открытия монумента военный комендант Берлина генерал-майор А. Котиков сказал: «Этот памятник в центре Европы, в Берлине, будет постоянно напоминать народам мира, когда, как и какой ценой была завоевана Победа, спасение нашего Отечества, спасение жизней настоящих и грядущих поколений человечества».

Стена с надписями «Мы дошли до Берлина». Тот солдат, который дошел до Берлина оставлял надпись на стене Рейхстага.

Надписи на стене Брестской крепости «Умрем, но не уйдем» говорили о том, что солдаты были готовы до последнего защищать свои родные города.

Цветы. Гвоздики, тюльпаны, незабудки.

гвоздика олицетворяет мужество, благородство, победу. История о богах и рождении цветка гвоздика по легенде только подтверждает силу цветка и его символику в день Победы.

Голуби.  Голубь всегда считался птицей мира. А именно поэтому голубей принято дарить на разные мирные праздники.

 

Интернет ресурсы.

 

Стихотворение   http://www.mamadaika.ru

Открытки к 9 мая и фотоматериал http://yandex.ru/images

Информация о орденах и медалях http://www.lagodekhi.net

 

В арт-пространстве Ореховской сельской библиотеки побывали гости из ГБУ СО «Алексеевский пансионат». Гостям была представлена выставка картин из фондов Центра духовной культуры г. Самара «Русский пейзаж. Времена года». Экскурсовод – библиотекарь Ю.А. Волкогонова рассказала о художниках-пейзажистах и истории создания их произведений. Слушатели заинтересовано участвовали в диалоге о живописи: делились впечатлениями, обсуждали картины, читали стихи собственного сочинения о родной природе.

Затем участники встречи совершили этнографическое путешествие в 19 век: познакомились с русской избой, предметами крестьянского быта, отгадали загадки и ответили на «хитрые» вопросы о мужских ремеслах, женских рукоделиях и детских забавах наших предков.  

И снова звучали стихи: о маме, о родном доме.

Подобные встречи обогащают не только гостей, но и хозяев: было интересно работать с очень благодарной публикой. И, конечно же,  выставка книг дополнила нашу встречу.

«Их детство огнём опалила недетского роста война…»

 Я из блокады и войны,
                                                                                 Я знаю то, что знать не надо…
                                                                                 Я в ней жила, я помню все –
                                                                                  Какой была моя блокада.

 

В январе 2019 года в нашей школе был создан поисковый отряд «Соколята».  Наш отряд вошел в состав Самарского регионального отделения Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». Мы занимаемся поисковой работой, рассказываем о земляках -  защитниках Родины и тружениках тыла на мероприятиях и митингах,  на встречах со школьниками,  изучаем историю Великой Отечественной войны, ведь именно  она объединяет всех нас, живущих в России, общим горем потерь и общей радостью Победы.

Я хочу рассказать о судьбе Нины Фёдоровны Чесноковой, моей  односельчанке, ветеране Великой Отечественной войны, жительнице блокадного Ленинграда. 

Она не ходила в атаки. Она не стреляла во врагов. Не добывала с риском для жизни разведданные. Она не минировала мосты. Она даже не работала. Чтобы победить, ей достаточно было только выжить. Выжить в тылу, не на фронте. Всего лишь выжить. Ведь это так просто, верно?  Верно…

Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Однако ленинградцам-детям блокадного города пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется, есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...Много детских  «почему?» Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда. И нужно держаться. И они держались.   

Дети  блокады –  это последние свидетели тех трагических дней.  

Беседуя с Ниной Фёдоровной, я хотела   понять, что переживали ленинградские дети во время блокады?    Каким было  их   детство   в осажденном врагом городе? 

29 июля  1934 года в Ленинграде родилась девочка. Ее назвали Нина. Три сестры,  два брата, папа и мама – обычная семья. Мама работала на заводе, старшие девочки учились в школе, а Нина помогала бабушке по дому, нянчила младших братишек. Жили как все. 1 сентября 1941 года Нина собиралась пойти в первый класс… Но 22 июня   началась война!

С 8 сентября 1941, когда немцы захватили Шлиссельбург, началась 900-дневная блокада Ленинграда.

В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города, включая приблизительно 400 тыс. детей. Продовольствие и топливные запасы были ограничены . 8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А.Е. Бадаева.

Были введены продовольственные карточки: с 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 г хлеба в сутки, все остальные - по 200 г. Остановился общественный транспорт, потому что к зиме 1941 — 1942гг. не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии.

Мама Нины получала рабочую карточку: сначала 400г, а потом -200г хлеба. Всего 750 г  делили  на 6 человек: бабушку и детей.  Это были граммы, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким тяжелым черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог… Вот рецепт блокадного хлеба: мука ржаная дефектная – 45%,  Целлюлоза – 15%,    жмых – 10%,  обойная пыль – 5%,  солод -10%, соевая мука – 5%, отруби – 105.

В ноябре было уже холодно, топить было нечем. С началом войны отца забрали на  фронт.  

Но Ленинград жил, боролся.   В городе работали   военные заводы, перестал действовать водопровод и за водой ходили на речку, приносили в бидоне.

Особенно тяжелым был первый год блокады в Ленинграде.  Зима была очень холодная.    За 25 дней декабря 1941 года умерло 39 073 человека. За 5 дней (с 20 по 24 декабря) прямо на улицах города скончались 656 человек. Высший уровень смертности пришелся на декабрь 1941 — март 1942 года. То есть на ту самую пору, когда семья   Нины Фёдоровны    жила  в Ленинграде.  

Обстрелы города не прекращались. От них  страдали  не только  взрослые, но и дети. За годы блокады  было ранено 529 детей, в том числе 333 мальчика и 196 девочек, 157 детей умерло от травм.  Нина Фёдоровна вспоминает:                 

 «Самое страшное в памяти  -   вой воздушной сирены - знак очередного налёта немецких самолётов и голос из репродуктора: «Граждане ! Воздушная тревога!». До сих пор я не люблю  звуков хлопушек и петард. Мне  хочется бежать, спрятаться в бомбоубежище и выключить свет.»

  Голод и холод. Бомбёжки. Прямо под домом было бомбоубежище,  и Нина с сестрами и бабушкой прятались в нём. 75 лет Нина помнит вой сирен и голос диктора радио:  « Внимание! Граждане! Воздушная тревога!»

«Блокада в моей памяти - это постоянный голод. Вкус сухарей из чёрного хлеба и супа из перловой крупы с плавающей морковкой и с картошкой на всю жизнь  запомнились мне.  Это вкус детства…    Есть хотелось всегда,   постоянно. Засыпаешь с чувством голода и утром встаёшь с тем же чувством голода.   Я не знала,   что  это  блокада,   я просто не могла своим детским умом понять войну и блокаду».    

Первыми обессилили от голода младшие братишки. И вскоре их не стало. А потом случилось страшное: погибла при обстреле завода  мама. Нина слабела с каждым днём. «Есть хотелось всегда. От голода началась цинга: болели  дёсны и выпадали зубы. Ногти на всех пальчиках сошли и не росли. Умерла бабушка», - со слезами вспоминает Нина Фёдоровна.

Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но,тем не менее, для них делалось все, что возможно.  Смертность среди детей в возрасте до 14 лет была ниже смертности взрослых. Неслучайно многие дети выжили, прежде всего, потому, что взрослые (матери и отцы, дедушки и бабушки) в каждой семье спасали в первую очередь детей. Особенно женщины — матери, бабушки. Свою мизерную пайку хлеба и последние крохи любой еды они отдавали малышам. С наступлением зимы 1941–1942 годов и ростом смертности в Ленинграде с каждым днем стало увеличиваться количество детей, потерявших родителей. По решению Ленинградского горисполкома с 1 января 1942 года стали открываться новые детские дома и ясли. За пять месяцев в Ленинграде было организовано 85 детских домов, приютивших 30 тыс. осиротевших детей. Руководство города и командование Ленинградского фронта стремились обеспечить детские дома усиленным питанием.                                              

Зимой 1942 года сёстры решили отдать  девочку в детский дом: там три раза в день кормили детей. А сами вместе с тетей уехали в Алтайский край, посчитав, что слабенькая  Нина дальней дороги не перенесет. «В детдоме мы почти всё время лежали: ходить и стоять сил не было. Никаких игрушек и сладостей не помню… Помню Новый  1942 год. Ёлку привезли, в большом  зале поставили, пока наряжали,  мы по иголочке стали  её обрывать и жевать. Так вкусно было! А на праздник нам дали манную кашу (горячую!), кисель и крохотную булочку.  Мы же  даже радоваться не могли:  сердечки, видно, наши заледенели…»

Нужно было эвакуировать детей из города. Единственно возможный путь по воде - через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков.

В конце лета 1942 года детский дом эвакуировали в город Горький- Нижний Новгород.

В июле–августе 1942 года  в Горьковскую область прибыли 5282 ребенка дошкольного и школьного возраста из Ленинграда и Ленинградской области.  Встреча ленинградцев  произошла в городе Горьком, затем организованным порядком  они отдельными детскими домами были отправлены в 27 районов области,  где для них было организовано 42 детских дома.

Нина   попала    в Гагинский район. Только, как её вывезли из осажденного Ленинграда, Нина Федоровна уже не помнит…   Помнит, как деревенские встречали  их и плакали. А потом простые женщины, проводившие на фронт мужей и сыновей, растившие по 5-7 детей, тяжело работавшие на полях и фермах, сами недоедающие, подкармливали детей из Ленинграда, приговаривая, мол, мы   еще хорошо живем, у наших-то мамки есть, а эти… И плакали, жалели, и несли, кто, что мог – морковку,   тыковку,   молочка козьего…

Слегка окрепнув, Нина пошла в школу. Но вскоре её забрали в «дети»,  т.е. удочерили: бездетная Дуся Железнова и её муж увезли Нину в Сергачский район, в деревню Кошкарёво. За 5 километров дети ходили в школу деревни Анучино. «Осенью и зимой  в лесу темнеет рано. Идти страшно: кругом чаща, а вдоль дороги волки стаями кружатся, только глаза, как огоньки, светятся» ,-вспоминает Нина Федоровна.

Нина   проучилась в школе до 5 класса: приемная мать не особо интересовалась учёбой дочери, часто попрекала и куском.  И пошла Нина работать в колхоз, на свинарник. А потом – в лес, на болота - на торф. Работала тяжело, часто было невыносимо, но унывать Нина не привыкла. С 15 лет работала в лесу на сборе живицы-смолы. Платили там «хорошие» деньги. «Вот подкопила, поехала в Горький и купила костюм да полусапожки хромовые. Сразу и сфотографировалась в обновках. Плясать любила. Как выйду  да каблучками притопну!» - вспоминает бабулечка, и вдруг глаза её озорно так заблестели !

В 1953 году уехала в Москву, на стройку. Помните фильм «Москва слезам не верит» и одну из героинь - Тосю, она  тоже из деревни была, как и Нина. Жила в общежитии, работала разнорабочей. Уставала, недоедала, но   экономила: на трамвае не ездила, ходила пешком, а деньги тратила на белые булочки: по одной в две недели. Зарплату почти всю отсылала  приёмной матери в деревню, покупала шерсть и на палочках (спицы-дорого!) вязала носки-варежки, пересылала их детям сестры матери (а их было 10 человек, где ж на всех напасёшься?!) как гостинцы из Москвы. По сей день Нина Федоровна вспоминает своих,  горьковских,    с теплотой в голосе и благодарностью.

Встретила Нина  в Москве и свою любовь-судьбу  - Алексея, увёз он её в степное заволжское село Самовольно-Ивановка. Работала в колхозе. Вырастила двоих  сыновей, нянчила внуков и радовалась правнукам. В июле 2019 года мы поздравили Нину Фёдоровну с 85-летним юбилеем.

Она удивительная, наша баба Нина: светлая, добрая, улыбчивая, приветливая и очень хлебосольная. Никогда не жалуется на судьбу, не говорит о своих «болячках», не унывает.  И все соседи её очень любят. Видно, они, ленинградцы, и, правда, особенные: стойкие, мужественные и добрые, как все сильные люди.

 

                                                                                  Неправда, что не помнят дети
                                                                                  Все тяготы блокадных лет…
                                                                                  Мы – Книга Памяти и Боли,
                                                                                  И детских маленьких побед…

 

Дети войны –  это последние свидетели тех трагических дней.    Вдумайтесь, ведь за ними больше нет никого, кто ещё бы мог рассказать о войне. У детей есть своя память о ней, ещё более пронзительная, чем у взрослых. Чем дальше по времени отодвигаются от нас годы Великой Отечественной войны, тем важнее все детали, все подробности тех великих событий, о которых могут рассказать только  их непосредственные участники.

Я внучка участников Великой Отечественной войны,  один из которых остался лежать на полях сражений.   Тема войны и памяти о ней не даёт мне покоя, задевает мою душу,  тревожит меня. Каждый рассказ ветерана  о войне я воспринимаю как еще одну страницу в огромной книге Памяти, которую мы должны сохранить, передать своим детям, чтобы и они помнили о тех, кто принес нам Победу,  о тех, кто выжил, о тех, кто погиб,  сколько бы лет ни прошло.

 

Ю. А. Волкогонова, библиотекарь Ореховской сельской библиотеки                                                    

Инклюзивное образование: эффективные практики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

12 декабря 2019 года в Самаре состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: эффективные практики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья». В работе конференции принимали участие педагоги и специалисты из районов и городов Самарской области, Оренбуржья и Саратовской области.

На базе МБУ ДО «ЦВО Творчество» была организована площадка «Социокультурная адаптация и дополнительное образование», в работе которой приняла участие библиотекарь Ореховской сельской библиотеки, руководитель ШПО «Соколята» Волкогонова Ю.А. В формате мастер-класса «Использование ресурсов сельской библиотеки для организации исследовательской работы детей с ОВЗ на базе школьного мобильного музея «Эхо войны» был представлен опыт работы ШПО «Соколята».

Формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей помогает музейная педагогика. Дети с ОВЗ нуждаются в особом внимании и поддержке, но, если они включены в деятельность наравне с обычными детьми, то происходит «выравнивание» и появляется интерес к работе в детском объединении. Все дети принимали участие в исследовании военных артефактов, писем с фронта, предметов военной формы, плащ-палатки.

И хотя им трудно, порой, сделать выводы или обобщить полученные результаты, они приобретают гораздо большее: чувство Сопричастности к важному делу, знания, подкрепленные практикой, уверенность в собственных силах.

Чаще всего дети с ОВЗ – это дети «нечитайки». Но в исследовательской работе никак нельзя обойтись без книг! И ребята «вынуждены» обращаться к справочникам, словарям, энциклопедиям… Конечно, читать сразу и много они не стали, но в сельской библиотеке интересуются не только комиксами, но и военными мемуарами, листают энциклопедии, сборники документальных исследований с таблицами и картами. И это наша маленькая победа.

В уголке мобильного музея «Эхо войны» есть специальная информационная выставка с картинками и сведениями о музейных предметах, представленных в экспозиции. Ребята из разных классов заходят в кабинет, читают и обсуждают что-то, сравнивая написанное с экспонатами.

Иногда задают вопросы и делятся своими мыслями. Это очень важно, это значит, что происходящее в музейном уголке не оставляет детей равнодушными, а наша работа даёт положительные результаты: стремятся узнать об истории войны больше – будут помнить и гордиться своими героями.

Участники конференции с интересом знакомились с опытом работы Волкогоновой Ю.А., задавали вопросы, рассматривали и исследовали военные предметы, представленные на мастер-классе.

 

Ю.А. Волкогонова, библиотекарь Ореховской сельской библиотеки

Сегодня патриоты России нужны не меньше, чем в годы войны. Сегодня тоже идет бой – бой за будущее страны, за будущее живущих в ней людей. Каким оно будет, зависит от тех, кто юн, кому предстоит во многом разобраться, всё понять и взвесить, чтобы стать достойным сыном Отечества.
9 декабря в России отмечают День Героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году, после того как президент РФ Владимир Путин 24 декабря 2007 года внес изменения в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России».
          До 1917 года в этот день (26 ноября по старому стилю) в России отмечался праздник георгиевских кавалеров. Именно 9 декабря в 1769 год Екатерина II учредила орден Святого Георгия Победоносца для воинов, проявивших в бою доблесть, отвагу и смелость. Статус высшей военной награды РФ был возвращен ордену в 2000 году. С 2007 года 9 декабря чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия Победоносца и ордена Славы.
В ГБОУ СОШ с.Самовольно –Ивановка мобильный музей «Эхо войны» представил экспозицию «Алексеевский район Самарской области – родина пяти Героев Советского Союза».

Старшеклассники (7-11 класс) подготовили презентацию о полных кавалерах Ордена Славы –жителях с. Подгоры, Волжского района и посмотрели фильм Куйбышевской студии кинохроники «Кавалеры Славы из Подгор». Материалы для презентации и документальный фильм предоставлены директором Краеведческого музея с. Дубовый Умет Чертовой Е.А. в рамках соглашения о сотрудничестве между Ореховской  сельской библиотекой и музеем.

Слово «герой» рождает в памяти калейдоскоп ярких событий. При слове «подвиг» сознание признательно высвечивает имена соотечественников, которые перед лицом смертельной опасности оказались способными сделать больше других, своим примером продвинуть армии и общество на какой-то новый рубеж, полнее раскрыть возможности человека, силу его духа и воли. Наше Отечество богато героями. Кому еще на земле выпали столь суровые испытания? Кто еще пролил столько крови за свою свободу?
           Имена героев на вечном хранении в документах архивов, в выверенных до запятой справочниках, энциклопедиях, в фотоальбомах. Они на мраморе памятников, страницах воспоминаний, в музейных экспозициях. Но героическая эстафета на Русской земле всегда передавалась от поколения к поколению. Герои всегда оставались и остаются рядом с нами. Это привилегия великого народа - иметь перед глазами вдохновляющий и обязывающий пример.
Герои Отечества – подвиг и доблесть.
Герои Отечества – верность и честь.
Герои Отечества – слава и гордость.
Такие сыны у Отечества есть!
         Учащиеся 1-4, 6 классов познакомились с выставкой книг из Ореховской сельской библиотеки «Я расскажу вам о войне» и приняли участие в мастер –классе «Что же было у солдата кроме пуль и автомата: форма бойцов Красной армии». Ребята с интересом слушали рассказ Анны Пешковой об истории солдатской формы, рассматривали атрибуты и примеряли настоящую военную шинель(1945года), солдатский ватник, кирзовые сапоги, каску, шапку-ушанку, пилотку, бескозырку… Гимнастерка и брюки-галифе, переданные в наш музейный уголок жителями села Ореховка Чуйковыми Г.А. и Н.Ф., стали предметом исследования членов ШПО «Соколята».
        Настоящим открытием и головоломкой для ребят стала солдатская плащ-палатка. Её нужно было «собрать» из брезентового прямоугольника… Не сразу, но мальчики справились.
        В ходе такой практической деятельности наши воспитанники погружаются в эпоху, получают наглядное подкрепления для создания исторических представлений, имеют возможность задавать вопросы по существу темы, знакомятся с предметами-артефактами войны. Патриотическое воспитание- это воспитание через музейные предметы в том числе. Прикасаясь к историческим предметам они примеряли на себя не только форму, но и тяжесть солдатского бытия (тяжелая каска, тяжелые сапоги, холодная шинель). Дети душой почувствовали свою причастность к героям войны. Многие рассказывали о своих родственниках-участниках Великой Отечественной войны, пересказывали книги о войне и подвигах.


Побеждайте, герои, в разгаре сражений,
Командир, в полный рост поднимись!
В жизни, полной конфликтов, тревог и волнений,
Без героев нельзя обойтись…

Очарованная сказкой

Сказки любят читать и слушать все. А вот видеть сказку может только Художник. Полина Симонова, ученица 5 класса ГБОУ СОШ с.Самовольно-Ивановка, много читает и очень любит рисовать. Именно поэтому она стала участником Всероссийского конкурса рисунка «Я рисую корейскую сказку». Организатором конкурса выступает некоммерческая организация «Фонд поддержки российско-восточных проектов в сфере культуры и искусства «Художники Жизни». Цель конкурса: повысить интерес жителей России к корейской культуре посредством изобразительного искусства.   Задачи:  предоставить возможность для самовыражения творчески одарённых россиян;  привлечь к участию в конкурсе рисунка разновозрастную аудиторию: детей, школьников, студентов, взрослых, а также коллективы учреждений и семьи;  организовать выставку лучших рисунков по итогам конкурса; – развивать сотрудничество России и Республики Корея в сфере изобразительного искусства.

Полина прочитала корейские сказки и особенно ей понравившиеся выбрала для иллюстрации: «Находчивый заяц», «Награда царя птиц», «Хон Киль Тон –защитник бедных», «Волшебная кисточка». Материалом для рисунков стали …морские камешки! Тонкие, изящные и очень поэтичные миниатюры выполнены с большим вкусом.    Юная художница сумела передать колорит корейских сказок,  национальные мотивы в обликах героев и пейзажах.

И вот конкурс завершен.  Свыше 560 потрясающих работ приняли участие в борьбе. География конкурса : 64 региона и 4 иностранных государства, Самарская область представлена участниками из Самары, Тольятти и села Ореховка.  И среди  218 работ возрастной категории «Дети от 3до 12 лет» работы Полины Симоновой отмечены Особым призом председателя жюри.  Ким Анатолий Андреевич (Москва) – Председатель жюри, писатель, обладатель Золотого Ордена Мугунхва Президента Кореи за вклад в мировую культуру, художник, выпускник Московского академического художественного училища памяти 1905 года оценил творчество Полины в  максимальные 10 баллов! В итоговой таблице результатов Конкурса записано:

«Особые призы и специальные дипломы: 
Особый приз Анатолия Кима – Симонова Полина, 11 лет (Самарская область, село Ореховка). Иллюстрации на камнях-голышах к сказкам «Находчивый заяц», «Награда царя птиц», «Хон Гиль Дон», «Волшебная кисточка», «Догадливый судья».

Для    Полины участие  и победа в конкурсе подобного уровня -первые, но  девочка продолжает творить, а это значит, что ещё не раз мы сможем порадоваться за нашу художницу, полюбоваться её восхитительными и удивительными картинами  и испытать чувство гордости за наш край, рождающий такие таланты.

( Все работы вы сможете увидеть на сайте Фонда российско-восточной культуры: https://www.recfund.org/ya-risuyu-korejskuyu-skazku-2.. и на страничке ВКонтакте)

Волкогонова Ю.А.

Библиотекарь Ореховской сельской библиотеки

#75летПобеда#ПарадПамяти #Ореховская_ сельская_ библиотека#ШПО «Соколята»

Однажды одного мудреца спросили: Зачем человеку Память? Мудрец подумал и ответил: Чтобы быть человеком. 

7 ноября 1941 г. по случаю 24-й годовщины Октябрьской революции в городах Куйбышев, Москва и Воронеж, был проведён военный парад. Отдавая дань памяти этому выдающемуся историческому событию, которое стало одним из символов грядущей Победы, в Самаре вот уже несколько лет проводят Парад Памяти. И   встреча учащихся ГБОУСОШ с.Самовольно-Ивановка и школы п. Ильичевский была  посвящёна сегодня этому событию. У нас в гостях  побывал генерал-майор авиации, член общественной организации «Союз генералов Самары» Юрий Васильевич Фулей.

«Союз генералов Самары» – областная общественная организация, одним из приоритетных направлений деятельности которой являются патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка его к защите Отечества. На долю членов общественной организации  выпали серьезные испытания, связанные с боевыми действиями и локальными войнами. Сейчас они в отставке, но их заслуга перед государством неоценима: они своим примером воспитывают патриотов и защитников Родины.

Уроком  Памяти и гордости за свою страну, за историю своего города, за солдат – победителей – такой стала встреча в нашей школе. Исторические кадры военного парада, стихи, проникновенно прочитанные детьми,  воспоминания участников Парада -Вениамина Ивановича  Масалева  (тогда  14-летнего мальчишки, прошедшего  по площади имени Куйбышева в составе трудовых резервов) и Николая Рассказова,- создали торжественную атмосферу встречи.

Но особенно внимательно слушали дети и педагоги рассказ боевого генерала. Юрий Васильевич  Фулей 35 лет отдал службе в Военно-Воздушных Силах, имеет два ордена за выполнение интернационального долга в Афганистане и 30 медалей, в том числе и боевых,  за военную службу. Уволился в запас с должности заместителя командующего резервами и подготовкой кадров ВВС. Возглавлял Самарский городской совет ветеранов. Будущий генерал родился в Закарпатье в большой семье, всего у него 10 братьев и сестер, а теперь родовая ветвь приумножилась их детьми, внуками и правнуками, составив целый батальон из 192 человек. Генерал-майор запаса Юрий Фулей имеет двух дочерей и сына, который стал кадровым военным и  выполнял  воинский долг в Сирии. Все это и есть – действенный патриотизм.

Юрий Васильевич  не впервые в нашей школе: он побывал у нас в мае 2019 года, когда мы отмечали 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза Г.Н. Ковтунова, чьё имя носит ГБОУ СОШ с.Самовольно-Ивановка с 2015 года, и рассказал ребятам о встречах  с Г.Н. Ковтуновым в  80-е годы.

Сегодня Юрий Васильевич говорил с  ребятами  о  роли Парада в Куйбышеве для победы СССР  над Германией,  о вкладе нашей области в общее дело борьбы с фашистами.  Ю.В. Фулей    рассказал  и об авиационных училищах, действовавших в нашей области в годы войны, и ковавших кадры для ВВС. Большой интерес у присутствующих  вызвали  фотографии современной военной  авиационной техники, продемонстрированные генералом.

И, хотя в зале собрались разные поколения, Юрий Васильевич  сумел  просто и понятно поговорить о долге и чести, о любви к своей семье, об уважении к традициям и памяти.

Участники встречи поблагодарили Ю.В. Фулея за большой вклад в дело патриотического воспитания подрастающего поколения Самарской области.

Беседа у выставки книг из фондов  Ореховской сельской библиотеки, исторический  квест «Куйбышев – запасная столица» и экскурсия в  музейную комнату завершили встречу.

Патриотами, как и героями, не рождаются. Идут годы, сменяют друг друга весны, растут новые поколения, но память о народном подвиге не меркнет. Она живет в фотографиях, письмах, воспоминаниях ветеранов, тружеников тыла и детей войны. Чтобы не угасла память о войне, о подвиге народа, в нашей школе стала доброй традицией   проведение мероприятий направленных на воспитание патриотов и настоящих граждан своей страны.

#75летПобеда# ДеньБелыхЖуравлей#ГимнПамяти  #Ореховская_сельская_библиотека.

«Гимн  Памяти» - так назвали  сегодняшнюю встречу её организаторы: ГБОУ СОШ с. Самовольно-Ивановка, Ореховская сельская библиотека и представители отделения № 5  ГКУ СО  «ГУСЗН Южного округа м.р.Алексеевский». Война - это человеческая трагедия с древнейших времен. Вся история человеческой цивилизации сопровождалась войнами. Если бы люди не забывали всех бед, страданий, ужасов, горя, принесенных человеку войной, то на Земле давно бы не звучали выстрелы, взрывы. Мы должны помнить о войне, чтобы она не повторялась.

Но   чтобы помнить, надо знать. Память о защитниках Отечества передается, и будет передаваться из поколения в поколение. Эта память о погибших за Родину объединяет все народы России, вновь и вновь призывая их к единству.

День Белых Журавлей, учрежденный по инициативе народного поэта Дагестана Расула Расуловича Гамзатова в 1986 г.,  и  является подобным призывом.

В 1965 году Расул Гамзатов побывал у памятника японской девочке Садако Сасаки в Хиросиме. В руках девочка держит бумажного журавлика, у подножия памятника было также множество бумажных журавликов. Японская легенда гласит: тот, кто сложит 1000 бумажных журавликов, в награду получит исполнение желания. 25 октября 1955 года из рук Садако Сасаки выпал 644 журавлик, девочка умерла. Но тысячи  детей делали во всём мире журавликов, чтобы спасти Садако…

 

Сделаю бумажного журавлика,
Отпущу по ветру, пусть летит.
Он до стран далеких доберётся,
На твоё окошко сесть решит.

Отдохнёт бумажная игрушка,
Ты, мой друг, расправь ему крыла.
Подсуши, разгладь его немножко,
И отправь в далёкие края.

Пусть летит, и будет всем на счастье,
Разнесёт по странам мира свет.
Память он подарит всем и радость,
И в сердцах оставит добрый след.

 

В каждой стране мира, где бы она ни находилась — на Востоке, Юге или Западе, белый журавль прославляется и оберегается. В Японии он является символом долголетия и процветания, в Китае — символом бессмертия, в африканских странах — посланником богов, в других странах — символизирует терпение и смирение.

Участники встречи узнали историю Дня Памяти, посмотрели фильм о памятниках белым журавлям, вспомнили о семье Володичкиных, прочитали проникновенные стихи…

Память о наших земляках, погибших, воевавших ,  вернувшихся с полей сражений и уже ушедших от нас,  почтили  минутой молчания. Лица детей серьёзны и светлы.

«Белый журавль собрал сегодня всех нас, чтобы не прерывалась   цепочка памяти, нам всем  необходимо сохранить эту добрую традицию: не предавать забвению прошлое.  А встретиться с нашими дорогими односельчанами нам помогла Галина Александровна Чуйкова, сохранившая уникальную видеозапись 1996 года, где наши деды, прадеды и отцы встретились, чтобы отметить 51-ю годовщину окончания Великой Отечественной войны», - сказала в заключении Ю.А.Волкогонова.

Директор школы Пронина Т.А. вручила семье Чуйковых, Галине Александровне и Николаю Фёдоровичу Благодарственное письмо.

Долго еще не расходились участники встречи, вспоминая о своих ветеранах.

Белые журавлики-символы Памяти- прилетают на Дерево Памяти и оно оживает : наши герои остаются в наших  сердцах. Никто не забыт, ничто не забыто!

Я белого журавлика сложу
Из тоненького листика тетради,
На нём одно лишь имя напишу —
Того, кто бился насмерть, жизни ради.

Я отпущу его — пускай летит,
Поздравит всех, кто помнит, как когда-то
Погибли, но позволили нам жить
Простые парни — русские солдаты.

 #Всероссийский конкурс рисунка  _Я рисую корейскую сказку#Ореховская_сельская_библиотека.

Сказки любят  читать и слушать все.  А вот видеть сказку может только Художник. Полина Симонова, ученица 5 класса ГБОУ СОШ с.Самовольно-Ивановка, много читает и очень любит рисовать.  Именно поэтому   она стала участником Всероссийского конкурса рисунка «Я рисую корейскую сказку». Организатором конкурса выступает некоммерческая организация «Фонд поддержки российско-восточных проектов в сфере культуры и искусства «Художники Жизни».

Конкурс проводится по трём номинациям:

  1. Индивидуальный рисунок
  2. Коллективный рисунок
  3. Семейный рисунок

По итогам конкурса присуждается:

Особый приз Председателя жюри – писателя, художника, Обладателя Золотого Ордена Мугунхва Президента Кореи за вклад в мировую культуру Анатолия Андреевича Кима.

  • Гран-при: особая медаль, диплом, сувениры;
  • 1-е место: медаль 1 степени, диплом, сувениры;
  • 2-е место: медаль 2 степени, диплом, сувениры;
  • 3-е место: медаль 3 степени, диплом, сувениры;
  • Приз зрительских симпатий: диплом, сувениры.
  • Участники конкурса, не ставшие финалистами, получат Диплом участника.

Полина прочитала корейские сказки и особенно ей понравившиеся выбрала для иллюстрации: «Находчивый  заяц», «Награда царя птиц», «Хон Киль Тон –защитник бедных», «Волшебная кисточка».  Материалом для рисунков стали …морские камешки! Тонкие, изящные и очень поэтичные миниатюры выполнены с большим вкусом. Надеемся, что жюри конкурса они тоже понравятся.

  Все желающие могут познакомиться с работами Полины Симоновой и поддержать её.

Работы размещены в группе конкурса ВКонтакте: https://vk.com/event182981813(альбом 3-12 лет)

На Фейсбуке: https://www.facebook.com/events/422989808305210/

В Одноклассниках: https://m.ok.ru/group/55784047771729/album/889884752721

На сайте Фонда: https://www.recfund.org/ya-risuyu-korejskuyu-skazku-2019

Герои Великой Победы-2019

     Библиотекарь Ореховской сельской библиотеки Волкогонова Юлия Анатольевна стала призером (полуфиналистом) открытого литературного конкурса «Герои Великой Победы-2019». Номинации конкурса: лучший литературный рассказ, очерк, стихотворение, песню (текст), фотографию и рисунок эпического, исторического и военно-патриотического содержания.
Конкурс проводится в целях сохранения и увековечения памяти о проявленном в годы Великой Отечественной войны героизме советских солдат и мужестве российских воинов, защищавших рубежи Родины, а также военнослужащих, участвовавших в локальных войнах и военных конфликтах; для воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за подвиги воинов-героев, для сохранения военно-исторического наследия России.
Организаторы: Союз писателей России, Российское военно-историческое общество, Министерство обороны РФ и др.

Оружие Победы.

Мы помним дни суровые
И сорок первый год,
Когда за нашу Родину
Поднялся весь народ.
Рассказывали прадеды,
Как в грозные года
Винтовка-«трехлинеечка»
Спасала от врага.
Как с песнею победною
Шли прямо на Берлин,
И танк «тридцатьчетверочка»
 В боях непобедим!
Теперь же в парке солнечном
Застыли на века
Солдат, из бронзы вылитый,
  И друг его - ПШ.
Село моё Ореховка-
Степная сторона.
Живут здесь люди мирные,
Нам не нужна война!