Тема Великой Отечественной войны в настоящее время очень актуальна: с каждым годом ветеранов войны, очевидцев тех суровых событий становится всё меньше, они уходят от нас, ослабевает связь поколений. Наступит время и некому будет рассказать правду о войне.
Изучение фронтовых писем позволит пережить реальные события войны, восстановить подлинную картину сражений глазами солдата, принесшего миру Победу. Через письма можно представить, как воевал советский солдат, чем жил, что помогало ему устоять перед врагом и защитить свою Родину, свою семью.
Тема проекта ШПО «Соколята»: «Хранят страницы горький след войны». Жизнь, судьба и фронтовые письма А.Н. Климова.
Над проектом работали Чуйкова Александра, Пешков Николай, Шашков Артем.
Треугольники-птицы, оригами войны.
Горьких судеб страницы и страшны, и нежны.
Далеки расстоянья от фронтов до тылов.
Письма – связь расставаний через магию слов.
Евгений Кабалин
Объект исследования - история жизни и подвига моего земляка, Климова Александра Николаевича, участника Великой Отечественной войны.
Предмет исследования - фронтовые письма Климова Александра Николаевича за период 1943-1945гг.
Для выявления степени изученности фронтовых писем как исторических источников использовались
- Ø электронные ресурсы интернета:
- исследования кандидата исторических наук И. Ю. Моисеевой, посвященные изучению возможностей фронтовых писем для исторической реконструкции военного прошлого,
- публикации Белоглазовой Г.А., в которой письма с фронта рассматриваются, как исторические источники,
- публикации доктора исторических наук Булыгиной Т.А., в которых письма с фронта представлены, как источник истории повседневности в годы Великой Отечественной войны.
- Ø Литературные источники:
В книге Кондратова В. А. «Говорят погибшие герои» собраны письма Советских Героев, рассказано о фронтовой жизни, о вере в Победу. Александр Борщаговский говорил об этом произведении следующее: «На ее страницах складывается не только история, но и география Великой Отечественной войны.
Голоса героев звучат на равнинах России, доносятся из окопов Подмосковья, из звенящих стужей блиндажей, из безвестных лесных могил. … В этих голосах живет, и будет всегда жить гневный набат анти фашизма и как приговор расизму — интернационализм героев».
Цель исследовательской работы: узнать о личности и судьбе автора фронтовых писем, восстановить события жизни Климова Александра Николаевича, и сопоставить их с исторически значимыми датами второй мировой войны.
Для достижения указанной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:
- анализ фронтовых писем;
- поиск информации о личности Климова А.Н. и его боевого пути;
- изучение литературы по данной теме, углубление своих знаний о Великой Отечественной войне;
Методы:
- анализ и синтез;
- логический;
- описательный;
- сравнительно-сопоставительный.
Этапы исследовательской работы:
- изучение фронтовых писем;
- изучение исторических источников, архивных материалов о Великой Отечественной войне;
- работа с сайтами ОБД Мемориал, «Память народа», «Подвиг народа».
Методы исследования: теоретические и практические.
I. Теоретические:
- сравнительно-исторический метод;
- метод изучения литературы и информационных источников, фотодокументов;
- систематизация;
- обобщение;
II. Практические:
- интервьюирование (беседы);
- анализ устных источников;
- описание;
- классификация собранного материала в хронологическом порядке;
- сопоставление.
В процессе исследования мы опирались на следующие источники: фронтовые письма Климова А.Н.., материалы из личных архивов Сироткина С.В., племянника участника Великой Отечественной войны; почтовые карточки Климова А.Н, (фронтовые письма-треугольники); воспоминания очевидцев; Книга Памяти;
Актуальность работы заключается в том, что это ранее неизвестные материалы, а изучение фронтовых писем и судьбы нашего земляка, позволит и нам пережить реальные события войны, восстановить подлинную историческую картину. Я считаю, что через письма можно представить, как воевал советский солдат, чем жил, что помогало ему устоять перед врагом и защитить свою Родину, свою семью. На эти и другие вопросы мне захотелось найти ответ, а также сделать письма «говорящими», чтобы из глубины военных лет дошли до нашего современника мысли и думы простого солдата, который выполнял свой священный долг – защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.
Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы на экскурсиях мобильного музея «Эхо войны» в школах, библиотеках, детских садах и на массовых мероприятиях района и области, для создания презентаций, буклетов, которые могут быть представлены на школьной конференции, на уроках литературного краеведения, истории.
В школьный музей совсем недавно передал житель села Самовольно-Ивановка С.В.Сироткин пожелтевшие от времени фронтовые письма – треугольники Александра Николаевича Климова. Этим письмам семьдесят пять лет, но прочитать их можно. Мне захотелось узнать о солдате, который посылал письма с фронта своей семье. Как сложилась его судьба? О чём он пытался рассказать адресату, а значит и нам, сегодняшнему поколению? Эти вопросы и легли в основу моего исследования. Письма – это документы войны, а у документа есть одно бесспорное преимущество перед любой статьей на военную тему, даже самой основательной: он дает возможность услышать пульс ушедшего времени, ощутить все краски и тонкости далекой истории.
Жизнь и фронтовая судьба А.Н.Климова.
Биография Александра Климова уместилась в несколько строчек: родился, учился, ушел на фронт, погиб… За скупыми строками биографии мы увидели нелёгкую жизнь и судьбу. Он много трудился там, где в этом была необходимость, любил своих родных, любил жизнь. Судьба Александра Николаевича была похожа на судьбы тысяч и миллионов советских граждан. Это они не щадили своей жизни, это они боролись и победили, это они
завоевали мир для нас. Каждый из них – Герой! От простого солдата до маршала!
Фото 1943г.
Родился Александр в марте 1926 года в селе Верхне-Съезжее Богатовского района Куйбышевской области. Окончил семилетку, потом Верхне-Съезженское МТС, где и получил специальность тракториста.
В декабре 1943 года Александра взяли в армию. Курсантские приветы родные получали со станции Барыш, что недалеко от Инзы.
Потом была Марийская ССР, лес, землянки… А из письма от 26 октября 1944года родные и близкие узнали, что их сын и брат воюет уже в Восточной Пруссии.
21 января 1945года А.Н.Климов погиб, освобождая Варшаву. Похоронен в Чарвлёной волости, Остролинском уезде, деревне Демусы.
Каким был Саша Климов, почти наш ровесник? О чем мечтал? Как жил до войны? Об этом мы узнали из воспоминаний А.К.Коноваловой.
Из воспоминаний двоюродной сестры А.Н. Климова Анны Кузьминичны Коноваловой.
«Теперь только я одна могу рассказать, что сохранилось в моей памяти об Александре Николаевиче. Мы с ним годки, на один месяц он старше меня, вместе росли, учились, по соседству рядом жили и виделись каждый день, вся его жизнь короткая прошла у меня на глазах, вижу, как сейчас.
Шурик рос подвижным мальчиком, любил разные игры, любил купаться в речке Съезжей. Плавал хорошо на любой глубине. Завёл собачку маленькую - назвал Францем – и занимался с ней. Ростом он был невысоким, но плотным. Научился играть на балалайке и меня выучил тоже. Потом стал играть на гармошке, которую купил ему отец. А больше всего любил читать книги, много читал. У него был шкаф. Прочитает и несет другу Авдееву Александру Григорьевичу, который жил напротив нас, потом несёт Курносову Евгению Дмитриевичу, который жил подальше. Мы все были ровесники, учились вместе. К нам Саша ходил каждый день. Выполнит уроки и приходит к нам читать книги. 7 классов мы закончили в 1941 году, а через три недели началась война, стало не до учёбы, спокойная жизнь закончилась.
Пятнадцатилетние подростки начали трудиться на полях. Шурик зимой 1941 года пошел учиться на тракториста. Через три месяца закрепили за ним трактор СТЗ. Выезжал в поле, сеял хлеб, убирал урожай. Необходимо было быть в поле каждый день, иногда с ночёвкой: так не хватало людей. Он работал в тракторном отряде № 2 (бригадир - Климов Прокофий Александрович).
В декабре 1943 года его вместе с друзьями Авдеевым А.Г., Курносовым Е.Д., Поповым С.Г. забрали в армию. Привезли на станцию Барыш на военную службу. Прислал он письмо, что кормят неважно, и его мать Ефимия Терентьевна с матерью Сергея Попова Александрой собрались и поехали, повезли сухари, сдобники и еще, что смогли. Жили там три дня, нагляделись на своих сыновей, поддержали их 18-летних.
Потом их стали продвигать к фронту. В боях дошли до Польши. Здесь в жестоком бою Саша был ранен 21 января 1945 года и в ночь на 22 января 1945 года он умер от ран. Так закончилась его жизнь. Ему не исполнилось даже 19 лет. А через три с половиной месяца закончилась война. Живые вернулись домой к родным, а нашего Шурика нет. Не увидели мы его больше, не услышали его голос, его певучую гармонь. Он любил жизнь, мечтал о многом, а пожить не довелось. Остался только в нашей памяти».
Характеризуя зимнюю кампанию 1942–1943 гг., немецкий генерал-фельдмаршал Эрих Фон Манштейн в своей книге «Утерянные победы» в главе, посвящённой совещанию в ставке у Гитлера в декабре 1942 г., вспоминал: «Гитлер особо остановился на оценке общей обстановке на Восточном фронте. Русским удалось перехватить стратегическую инициативу. Производство танков и тяжёлых орудий неукоснительно растёт…» [4].
Кроме того, Сталиным принято решение о мобилизации на фронт в 1943 г. мужского населения 1926 года рождения» [4]. Именно так начиналась фронтовая биография советских 18-летних парней 1926 года, среди которых был и Климов Александр Николаевич. Сколько испытаний выпало на их долю, сколько горя пережили их родные и близкие. К сожалению, многого мы никогда не узнаем. Но о многом, чем жил эти долгие фронтовые месяцы парень из Куйбышевской области Александр Климов, можно узнать по сохранившимся письмам.
«Суровых лет свидетели живые…»
Письма Александра Климова с фронта.
Нами были проанализированы фронтовые письма Климова Александра Николаевича. Цитаты из писем приводятся без правки.
О чем пишет солдат? Что его интересует? Каков тон писем? Можно ли угадать настроение пишущего и представить характер человека? Каковы взаимоотношения с родственниками, фронтовыми друзьями?
2.1.Результаты исследования писем.
В результате изучения внешнего вида писем А.Н.Климова установлено следующее:
- По видам фронтовых писем мы имеем:
Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. Письма в треугольниках писались солдатами.
Почтовые открытки. В качестве иллюстраций использованы: изображения плакатов времен войны; советская военная символика; элементы советской военной идеологии. Иллюстрации должны были воспитывать у солдат чувства патриотизма и ненависти к врагу.(5)
На имеющейся у нас открытке – плакат Бориса Ефимова (одного из Кукрыниксов) 1944 года и строки поэта Василия Лебедева-Кумача (автора песни «Священная война»).
Письма - воинские карточки. Они содержат информацию об издательстве, номер заказа, год издания, цену, название типографии. На карточках могла присутствовать политико-военная символика: ордена, ленты, сюжетные картинки, например, типичным был рисунок: изображение бойца с автоматом, пишущего письмо домой.
На почтовой карточке из коллекции нашего музея изображен портрет Михаила Илларионовича Кутузова и цитата из обращения к советским воинам Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина. В верхней части карточки напечатан девиз «Смерть немецким оккупантам!» и отметка «Воинское», т.е. бесплатное письмо.
Все фронтовые письма А.Н.Климова имели свой обратный адрес – номер полевой почты.
В самом начале войны в Главном управлении связи Красной Армии было сформировано Управление военно-полевой почты, а при штабах армий и фронтов были созданы отделы военно-полевой почты. Непосредственно в частях были созданы почтовые полевые станции (ППС), которые гасили корреспонденцию почтовыми штемпелями с текстом «СССР Полевая почта № (указывался номер ППС)». В посылаемых на фронт почтовых отправлениях указывался номер ППС, действительный номер и наименование части.
3. На почтовые отправления ставился штамп «Просмотрено военной цензурой». Военная цензура — одна из форм контроля со стороны военных за частной перепиской с целью не допустить опубликования и оглашения в ней сведений, составляющих военную тайну, то есть сведений военного характера, специально охраняемых государством как разновидность государственной тайны. Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались чёрной краской.
4. Все письма, которые имеются в нашем распоряжении, написаны химическим карандашом (Химический карандаш – особый вид графитных карандашей, который используется для получения нестираемых следов) или чернилами.(5)
Почерк часто трудно разобрать, скорее всего, солдат писал торопясь.
Из писем А.Климова мы узнали, что на фронтах с бумагой были сложности. Сохранившиеся письма сегодня, спустя более семи десятков лет, выглядят старыми, ветхими.
При работе с письмами приходилось сталкиваться со многими проблемами. В первую очередь – это неразборчивость почерка, использовавшегося в рукописной корреспонденции. Потёртости бумаги, иные повреждения документов не дают разобрать части текстов. Однако, несмотря на все существующие проблемы, письма были изучены.
Результаты исследования содержания писем.
Рассматривая содержание фронтовых писем, нужно помнить о военной цензуре в период Великой Отечественной войны. Военная цензура влияла на содержание писем. Солдаты не могли писать подробно о своём быте, страхах, о превосходстве противника (что было актуально в начальный период войны), поскольку это могло быть расценено как панические настроения, трусость.
Прочитанные нами письма имеют ряд общих черт: шаблонный заголовок («Письмо пущено..»), дата написания письма, а затем приветствие. После этого следует благодарность за полученное из дома письмо и краткое описание своего быта и здоровья. Очень распространена фраза: «Жив-здоров».
Далее солдат начинает расспрашивать о состоянии дел дома, дает советы.
В заключительной части письма бойцы передают приветы знакомым и близким, поздравления, пожелания благополучия, а также надежды фронтовика на скорую встречу, на победу в войне.
Первое письмо Саши Климова пришло из города Барыш, Ульяновской области.
Историческая справка.
Две дивизии в годы войны получили пополнение в Барышском районе: это 208-я и 336-я стрелковые дивизии. Барышский район внес свой достойный вклад в дело Победы в Великой Отечественной войне. Документы тех лет отложились в фонде Барышского районного исполнительного комитета в Госархиве Ульяновской области (Ф.Р-2634).
«Письмо пущено 19.11.43г. от известного вашего сына Климова А.
Здравствуйте дорогая мама и папа, Лёня, Федя, Валя. Передаю вам свой пламенный курсантский привет с пожеланием всего хорошего в вашей жизни. Во первых строках своего письма сообщаем вам, что мы доехали благополучно до места (станция Барыш) недалеко от Инзы. Мама, здесь у нас весело, гармонь есть, но если бы отпустили домой, то бы пешком ушел. Мама, остались мы с Сергеем двое, а остальных ребят угнали от нас… Жизнь наша известно какая.
Мама, передавай привет дяде Проньке, сестре Нюре, тете Прасковье, тете Груне, Марусе, Нюре, Маше и всем друзьям и знакомым. Мама, пишите чаще письма… Буду ждать с нетерпением. Ваш сын А.Климов».
Как ни старался бодриться молодой необстрелянный боец Климов, но всё же не сумел скрыть тоску по дому: «Мама, здесь у нас весело, гармонь есть, но если бы отпустили домой, то бы пешком ушел…». Совсем мальчик ещё очень скучал по родным, но готов был выполнить свой долг до конца.
Второе письмо - ценный источник по изучению военного быта. Вероятно, описание будней солдата, окружающей природы и климата, досуга позволяло им не только удовлетворить свою потребность в общении с родными и близкими, но давало возможность абстрагироваться от экстремальной военной действительности, выступало своего рода психологической разрядкой. Нам удалось узнать историю учебных лагерей в Марийской республике, в одном из которых проходил службу наш земляк А.Н. Климов.
Историческая справка.
13 августа 1941 года вышло постановление ГКО «О формировании запасных частей и маршевых батальонов», согласно которому было образовано несколько десятков новых воинских частей.
В каждом военном округе страны формировалось несколько таких запасных частей и формирований. На территории Приволжского военного округа, к которому относилась Марийская республика, также появились такие бригады - в Татарстане (Казань), Чувашии (Чебоксары), Кировской области (Киров, Вишкиль). В республике были сформированы две запасные бригады - в сентябре 1941 на станции Суслонгер Казанской железной дороги появилась 31 запасная стрелковая бригада.
31 ЗСБ разместилась в районе озера Серебряное, в 12 километрах от поселка Суслонгер. На месте старого военного полигона РККА за короткий срок был развернут настоящий военный городок. От станции к нему была проложена узкоколейная железная дорога, остатки которой сохранились до нашего времени. Была проложена телеграфная связь, активно строилась инфраструктура – бараки и землянки, пищеблоки и склады, лазареты, бани и т.д. Кроме того, нужны были конюшни, помещения для автопарка, различные мастерские. Были оборудованы полигоны и стрельбища, размещены средства ПВО и охранные посты. Бригада была сформирована в срок, к 1 сентября 1941 года. Согласно историческому формуляру, контингент был мобилизован с территории Татарской АССР.
Каждая бригада состояла из нескольких запасных полков - как правило, трех стрелковых и одного артиллерийского. В них готовили для фронта военнослужащих разных специальностей - стрелков, минометчиков, артиллеристов, связистов. Кроме того, на специальных курсах готовили и младших офицеров. В среднем, призывники находились в таких учебных лагерях 2-3 месяца, затем принимали присягу и в составе маршевых рот отправлялись в действующую армию и далее на фронт. Младшие командиры обучались дольше, около полугода. Однако на практике эти сроки не всегда выдерживались, особенно в первые месяцы войны. В зависимости от нужд фронтов маршевые роты отправлялись и раньше положенного срока. В эти запасные бригады попадали призывники в основном из республик Поволжья.
Косвенное подтверждение нахождения А.Климова в военном лагере поселка Суслонгер и условий быта солдат мы обнаружили в дневнике участника войны, жителя села Самовольно-Ивановка Морозова Михаила Васильевича, запись 1995года:
«В середине 1943года мне еще не исполнилось 17 лет призвали в армию. Из моих погодков меня призвали первым с товарищем Телегиным Иваном, ну а где-то через полтора-два месяца забрали всех остальных моих ровесников. (И.В.Сталиным принято решение о мобилизации на фронт в 1943 г. мужского населения 1926 года рождения) Всего с 1926 года в С-Ивановке нас было 18 человек…. В сентябре 1943 года нас привезли поездом со станции Богатое на ст. Суслонгер и поселили в бывших коровниках. Большое количество призывников было из Богатовского и Алексеевского районов. Эти коровники мы сами отремонтировали, т.е. вымыли, побелили стены и потолки, сделали 2-х ярусные нары. Сложили печи, заготовили дрова и стали нас учить военному делу. Учили нас на младших командиров в течении целого года. Изучали разные виды оружия. Основным оружием у нас было ПТР (противотанковое ружьё), ручной пулемёт, автомат и винтовки. Мы научились метко стрелять. Из нашего полка собрали маршевую роту и отправили на фронт…»
В своём Саша просит маму и родных не беспокоиться о нем, писать чаще, подробно приводит доказательства «хорошей» фронтовой жизни.
«Письмо пущено 24 марта 1944года. Привет с Марийской АССР.
Во первых строках своего письма сообщаю, что письмо я ваше получил и за которое вам я благодарен. Мама, сообщаю вам, что я нахожусь на новом месте. Сообщаю о военной жизни. Загнали нас в лес самый. Близко от нас станция в 15 км. Нахожусь в землянке. Насчет кормежки здесь во много раз лучше, чем в Барыше. Здесь видел антоновских ребят. Мама, шлите в каждом письме бумагу, иначе ответа вам не будет, здесь нигде не достать не только листок бумаги, но и на папиросу табаку не найдешь, так здесь глухо. Сообщаю насчет продуктов питания. Утром дают хлеба, супа котелок и 50 грамм сала или масла. В обед – хлеба, котел супа густого, каши и грамм 30-40 мяса. В ужин – хлеба, котелок супа, 50 грамм сахара или рыбы селедки очень жирной. Письма я от вас получил и у меня так сделалось весело на душе. Остаюсь ваш сын А. Климов».
Последнее письмо А.Климова родным.
Историческая справка.
Главное военное сражение лета 1944 г. – операция по освобождению Белоруссии под кодовым названием «Багратион». Удар по группе армий «Центр», наиболее боеспособным частям вермахта, был настолько мощным, что она была практически уничтожена. «Большего кризиса, чем мы имели в этом году на востоке, – сказал Гитлер, – представить себе нельзя». Командование сухопутных войск он обвинил в «пораженчестве» и «измене».
В результате военных операций 1944 г. Государственная граница СССР, вероломно нарушенная Германией и её союзниками в июне 1941 г., была восстановлена на всём её протяжении.
После окончания обучения в Барыше и в военных лагерях в Марийской АССР, в составе 208 стрелковой дивизии А.Н.Климов громил врага в Прибалтике, был ранен под Ригой, лечился в госпитале. И снова –в бой.
Это последнее письмо является ценным источником по изучению восприятия противника фронтовиками, в нём очень ярко прослеживается так называемый «образ врага» и отношение к нему уже опытного воина- сержанта Климова. Для Саши фашисты – варвары, и он готов их добивать за все их зверства.
«Письмо пущено 8 сентября 1944 года.
Здравствуйте, дорогой папа, мама, братишки Лёня, Федя и сестренка Валя. Передаю вам свой пламенный сержантский привет с пожеланиями наилучшего в вашей жизни. Во первых строках своего письма сообщаю, что я сегодня погружаюсь в вагоны и еду на запад добивать немецких варваров. Сегодня нас обмундировали, дали всё новое. Мама, папа, передавайте привет тете Прасковье, Нюре, Марфуше, Рае, всем Курносовым, Шепелевым, Авдеевой тете Паше, всем родным и знакомым…
Ну, дорогие мои мама, папа, братишки Лёня, Федя и Валя, прощайте. Остаюсь ваш верный сын А.Климов. 2 сентября 1944г.»
Скучал Александр по родной деревне, по привычному с детства труду. Мечтал вернуться и работать на полях родного колхоза вместе с отцом…
Историческая справка.
Из Сводки Советского Информбюро за 21 января 1945 года Великой Отечественной войны :
«Войска 3-го Белорусского фронта продолжали успешное наступление. Противник, опираясь на мощные оборонительные сооружения, оказывал упорное сопротивление и часто переходил в контратаки. Советские пехотинцы и танкисты, совершив обходный манёвр, с севера прорвали оборонительные рубежи Инстербургского укреплённого района и вышли к реке Прегель. Южнее и юго-восточнее Кракова наши войска, продолжая наступление, овладели на территории Польши городом Величка, а также с боями заняли более 50 других населённых пунктов».
При освобождении одного из населенных пунктов – деревни Демусы- получил смертельное ранение сержант Климов А.Н.
Дата рождения
__.__.1926
Место рождения
Куйбышевская обл., Алексеевский р-н, с. В.-Стежаво
Дата и место призыва
__.11.1943, Алексеевский РВК, Куйбышевская обл., Алексеевский р-н
Последнее место службы
208 сд ( 208 сд )
Дата выбытия
22.01.1945
Причина выбытия
умер от ран
Первичное место захоронения
Польша, Белостокское воев., пов. Остроленка, д. Демусы
Источник информации
ЦАМО
Номер фонда ист. информации
58
Номер описи ист. информации
18003
Номер дела ист. информации
170
Сегодня многие политики в мире стремятся заработать на фальсификации истории, на искажении фактов, на присвоении лавров победителей.
Но простые поляки чтут память павших на польской земле солдат Советской Армии за то, что они, пожертвовав своими жизнями, принесли освобождение от гитлеровских оккупантов. И польские поисковики, не политики, помогли нам найти фото воинского захоронения в деревне Демусы Чарвлёной волости, Остролинского уезда. Кладбище ухожено, за могилами советских солдат приглядывают жители деревни и местные власти не допускают разрушения захоронений.
Выводы.
1.Читать письма было очень интересно и одновременно волнительно.
2.Фронтовые письма были короткими, всего лишь на полстранички или страницу ученической тетради. На фронте некогда читать и писать длинные пространственные письма.
3.Письма Саши Климова дали мне возможность заглянуть в далёкое суровое военное время. Узнать характер обыкновенного русского солдата, деревенского паренька. Как он переживал за родных, какие лишения терпел, как выполнял свой долг, как ждал писем из дома. И они приходили -весточки с деревенскими новостями. И силы сразу прибавлялось, и дышать становилось легче, и хотелось дожить до Победы, чтобы увидеть родных и близких. Действительно, «теплее на фронте от ласковых писем» ( И. Уткин).
4. В своих письмах, написанных простым, бесхитростным языком, боец Климов писал в основном о том, что его волновало.
5. Становится понятно, что письма действительно являются источниками для изучения военной истории, истории Великой Отечественной войны:
- Ø Материалом для письма часто было то, что попадалось под руку: папиросная бумага, тетрадный лист, канцелярский бланк;
- Ø Письма с фронта приходили без конвертов, листок бумаги сворачивали в треугольник, на нём писали адрес, марка не приклеивалась;
- Ø Письма фронтовиков - это источник информации для воссоздания полной и точной картины военного времени, судьбы фронтовика
Заключение.
Чем дальше по времени уходит от нас Великая Отечественная война, тем грандиознее встает в истории страны та бессмертная Победа, которую выстрадали, вытерпели и вынесли на своих плечах люди военного поколения.
То, что они сделали, называется ПОДВИГОМ. Это значит, что им было невероятно трудно, но они все равно сумели защитить свою Родину и спасти всех нас, кто родился и еще родится на этой земле.
Они были такими же обыкновенными людьми: им было страшно подниматься в атаку и умирать, им было больно получать раны, было холодно в окопах и в цехах военных заводов, они страдали от голода, усталости, недосыпания, приходили в отчаяние, теряя близки людей… И всё же они сделали это! Нет, они не были обыкновенными людьми. Они были, есть и останутся в веках поколением ПОБЕДИТЕЛЕЙ!
Благодаря фронтовым письмам мы можем не только представить подлинную картину тяжелых военных лет, но и словно вживую увидеть и проследить судьбу целого поколения. Военные письма — это не только материал для научных исследований. Это еще и отражение человеческих судеб. Письма остались связующей нитью между поколением военных лет и нами, живущими уже в другом тысячелетии. И мы изучаем историю не только по учебникам, но и по документальным источникам, которыми являются письма.