Кретов Николай Михайлович (1917 – 2003 г. г.)
Личные воспоминания (расшифровка записей)
Родился я в с.Патровка в 1917 году. Мои родители Михаил Руфимович и Степанида Ивановна умерли во время голода 1933 года. Окончив 4 класса школы, выучился на тракториста и поступил на работу в Алексеевскую МТС.
В 1938 году женился, взял в жёны Саблину Анастасию Ивановну, которая потеряла родителей в голодном 1921 году, и с малых лет росла сиротой.
В том же 1938 году меня призвали на действительную службу. Долго везли нас, новобранцев, к месту службы в Читу в Краснознамённый Забайкальский военный округ. Проходил службу в 7-м отдельном железнодорожном полку водителем мотовоза с сентября 1938 по декабрь 1940г. Во время военных действий у озера Хасан по разгрому японских захватчиков я подвозил на мотовозе военное снаряжение и боеприпасы. Мотовоз получил повреждение: был пробит осколком паровой котёл. Забив деревянный клип, я довёл состав до пункта назначения, и за это мне перед строем была объявлена благодарность. В конце 1940 года я возвратился в родное село и поступил работать в МТС трактористом, где проработал с января 1941 по июль 1941 года. 1 августа 1941 г. был мобилизован в действующую армию. Направили меня под Ленинград на станцию Луга, зачислили в 146 стрелковый полк. Воевал стрелком с августа по ноябрь, а 9 ноября был легко ранен в ногу, до декабря 1941г. лечили в медсанбате. С декабря меня зачислили трактористом тягача с реактивной установкой «Катюша» в 1-ю батарею 210 гвардейского миномётного дивизиона 20-го гвардейского миномётного полка. Здесь мне пришлось выводить из окружения под обстрелом две повреждённые установки «Катюш». Установки минировались, и при угрозе захвата врагом должны быть взорваны механиком-водителем, так как это было секретное оружие. В этот раз батарея из трёх установок гвардейских миномётов «Катюша» попала в окружение. Огнём немецкой артиллерии все три установки были повреждены. Командиры установок и солдаты боевых расчётов были либо убиты, либо ранены. Остались у своих боевых машин только мы, водители. На двух остановках были повреждены моторы, они не могли двигаться самостоятельно, только моя установка могла двигаться, мотор и ходовая часть не получили повреждений. Находясь под обстрелом, я зацепил повреждённые установки на двойную сцепку и начал их буксировать, выходить из окружения. Оставалась одна дорога и мост. Мост простреливался, а перед мостом был подъём. Пришлось одну установку отцепить, перетащить одну на другой берег и вернуться за оставленной. Секретное оружие было спасено, а мне вручили за это медаль «За боевые заслуги».
Второе ранение вывело меня из строя на два месяца, с 25 марта по 26 мая 1943 года находился на излечении в армейском полевом госпитале.
На всю жизнь сохранились тяжёлые воспоминания о блокадном Ленинграде, где мне тоже пришлось воевать на Волховском и Ленинградском фронтах. Линия обороны проходила по Пулковским высотам, где располагалась артиллерия, снятая с кораблей Балтийского флота. Артиллеристы тоже были корабельные. Зимой на морозе стволы орудий раскалялись докрасна, сняв бушлаты, моряки вели огонь в одних тельняшках.
В составе команды механиков-водителей после излечения в госпитале я был переброшен на самолёте в Мурманск, где прошёл обучение вождению на американских «студебеккерах». Реактивные установки теперь устанавливались на шасси американских «студебеккеров».
Воевал в составе 3-го Прибалтийского фронта уже шофёром 20 гвардейского миномётного полка, затем в составе Карельского фронта до конца войны.
Меня наградили медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».